Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://repository.pdmu.edu.ua/handle/123456789/1646
Назва: Віра як гносеологічна категорія в філософії Мартіна Бубера та Лева Шестова
Інші назви: Вера как гносеологическая категория в философии Мартина Бубера и Льва Шестова
Faith as gnoseological category in philosophy of Martin Buber and Lev Shestov
Автори: Салій, Анатолій Володимирович
Салий, Анатолий Владимирович
Saliy, A.
Дата публікації: 2010
Видавець: Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара
Бібліографічний опис: Салій А. В. Віра як гносеологічна категорія в філософії Мартіна Бубера та Лева Шестова : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. філософських наук : спец. 09.00.05 «Історія філософії» / А. В. Салій ; Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара. – Дніпропетровськ, 2010. – 22 с.
Короткий огляд (реферат): Дисертація є історико-філософським дослідженням місця категорії віри у поглядах Мартіна Бубера та Лева Шестова та її гносеологічного статусу. У роботі проводиться комплексний порівняльний аналіз категорії віри у філософських побудовах Мартіна Бубера та Лева Шестова і доводиться, що гносеологічні позиції філософів мають схильність до розгляду віри не тільки як релігійної формули, а і як одного із важливих способів пізнання, яке людиною може сприйматись як пізнання містичне. Зроблено висновок, що у вченнях цих філософів вірі надавалось виключного значення як способу людського пізнання та важливому елементу формування світогляду; Основная цель диссертационной работы заключается в проведении сравнительного, систематического анализа философских взглядов Мартина Бубера и Льва Шестова, а также попытка решения ими гносеологических вопросов через призму категорий веры и знания. В работе осуществлен экскурс в историю понятийного противопоставления категорий веры и знания на примере философствования наиболее известных представителей европейской и еврейской философской мысли. Особое внимание уделяется личностям, которые в той или иной степени повлияли на формирование и развитие взглядов М.Бубера и Л.Шестова. Автор приходит к выводу, что концепция веры Мартина Бубера формировалась непосредственно под влиянием философских систем построенных Рамбамом, Б.Спинозой, М.Маймонидом, Ф.Ницше, хасидискими мыслителями. В самом понимании веры, М.Бубер позиционирует её как особую сферу отношений, в которых существует вся внутренняя суть человека. При этом выделяется такая особенность гносеологической позиции еврейского философа, которая позволяет воспринимать веру через добро, а знание – через зло. На таких же позициях находится и Лев Шестов, который изначально, категорически жестко определяет свое отношение к знанию как к греху, а в акте веры видит спасательный круг для человеческого духа. Одновременно автор доказывает, что гносеологическая позиция Льва Шестова формировалась как определенная форма протеста против 17 рационализма и необходимости в процессе познания. Мартин Бубер и Лев Шестов видели в вере не только обязательный элемент религии, они считали, что вера – это особый, мистический способ познания человеком окружающего его мира, принятие сущего как творения и проявления Бога. Каждый из них принимал веру как акт, который постоянно испытывается в человеке. При этом важнейшую роль в вере будут иметь чувства человека, потому как вера невозможна вне сферы эмоциональных отношений. И М.Бубер, и Л.Шестов принимали веру как один из важнейших факторов в формировании определенных идеалов и ценностных ориентиров личности. При этом каждый из них вкладывал свое понимание в определение места человека в системе божественных координат. Особое внимание в диссертационном исследовании обращается на то, что философские взгляды Мартина Бубера и Льва Шестова не могут рассматриваться вне общего контекста развития западной философской мысли и философии иудаизма, которые по своему, и каждый в свое время, повлияли на формирование мировоззренческих позиций мыслителей. Автор указывает на то, что и Мартин Бубер, и Лев Шестов были детьми своего времени, но одновременно наибольший грех человечества они видели в его гордыне перед лицом Бога. Они не испытывали враждебности к разуму как таковому, а только лишь тогда, когда его потенциал направлялся в заведомо губительное для всего человечества русло. А в этом случае весьма уместно будет вспомнить и употребление плодов с дерева познания, и направленность исследовательского потенциала современной цивилизации на превращение мирного атома в перспективу всемирного бедствия. И в этом, оба философа, находясь в плоскости веры, никогда не отрекались от разума, протестуя лишь против его абсолютности; The dissertation is historic and philosophic investigation of site of faith category in views of Martin Buber and Lev Shestov and its gnoseological status. The complex comparative analysis of faith category in philosophic elaborations of Martin Buber and Lev Shestov has been realized in the present work and it has been proved that gnoseological positions of these philosophers have disposition to faith consideration as not only as religious formula but as one of the most important methods of perception, which can be apprehended as mystic perception. It can be concluded that in doctrines of philosophers the faith had exceptional meaning as method of human perception and important element of world outlook forming.
Ключові слова: віра
розум
вера
разум
faith
mind
ISSN: 1 (091) : 165.61
URI: http://repository.pdmu.edu.ua/handle/123456789/1646
Розташовується у зібраннях:Автореферати
Авторефетати та дисертації. Кафедра філософії і суспільних наук

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Saliy_ref.pdf510,61 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.