Авторефетати та дисертації. Фаховий медико-фармацевтичний коледж

Постійне посилання зібрання

Переглянути

Нові надходження

Зараз показуємо 1 - 1 з 1
  • Документ
    Світська бесіда як український лінгвокультурний феномен і її трансформації в часі
    (Інститут мовознавства ім. О. О. Потебні НАН України, 2016-02) Жовнір, Марина Миколаївна; Жовнир, Марина Николаевна; Zhovnir, M.
    У дисертації здійснено комплексний аналіз світської бесіди як специфічного українського лінгвокультурного феномена з кін. XIX – до поч. XXI ст. Проінтерпретовано й систематизовано теоретичні засади дослідження світської бесіди, проаналізовано її комунікативно-прагматичну організацію, досліджено семантико-прагматичні трансформації світськості. Простежено еволюцію мовленнєвих портретів світських комунікантів кін. XIX – поч. XXI ст., зокрема, вирізнено й проаналізовано специфіку функціювання в дискурсі спектра номінацій світського мовця, визначено й схарактеризовано його константні та змінні дискурсивні характеристики, встановлено й описано значущі для кожного з розглядуваних у дисертаційній праці часових відтинків осередки гуртування світських кіл. Крім цього, виявлено й диференційовано мовні індикатори поведінкового кодексу аналізованого дискурсу, які відображають його етикетну специфіку й знакові етноментальні риси українців; Диссертация является комплексным исследованием светской беседы, осуществленным по материалам текстов украинской художественной литературы кон. XIX – нач. XXI в. Теоретическая глава посвящена краткому очерку ряда лингвогенологических исследований светской беседы. Дискурсивными характеристиками жанра являются этикетность, легкость и приятность общения. Особое внимание обращается на проблему типологических характеристик, в частности, на место светской беседы в системе координат фатика – информатика, синкретизм фатических и информативных составляющих, а также вероятность антиномий указанных коммуникативных интенций. Прагматическая природа светского общения и ситуативный контекст предполагают ведущую стратегическую цель – инициацию и развитие вербального контакта в кругу образованных, воспитанных представителей определенной социально-элитарной группы либо лиц, вынужденных под влиянием определенных обстоятельств демонстрировать эти качества. Участники светских бесед соблюдают коммуникативные, этические, эстетические установки общения, регламентируемые светским этикетом, не выходят за границы сложившегося тематического репертуара. Аффективный фон беседы формируют ни к чему не обязывающая фатическая, беззаботная, юмористическая, иногда фасцинативная тональности.В работе представлены семантико-прагматические трансформации феномена светскости, показаны изменения в его восприятии и интерпретации. По данным свободного ассоциативного эксперимента устанавливается специфика восприятия светского и гламурного в языковом сознании украинцев.Рассматривая особенности общения в светском формате, особое внимание уделяется речевым портретам коммуникантов. Исследование дискурсивно-текстового материала кон. XIX – нач. XXI в. позволило определить комплекс наиболее репрезентативных номинаций участника светских бесед. К константным характеристикам продуцента и популяризатора исследуемого типа общения следует отнести знание, умственную деятельность, творчество. Дискурсивные качества патриотизм, религиозность, культура, наука, гламурность проявляются под влиянием внеязыковой действительности. Прослеживаются в дискурсе и языковые рефлексы локации светской публики. Существенным элементом исследования светской беседы является освещение языковой индикации ее поведенческих стандартов, среди которых –толерантность, демонстрация ценностных приоритетов, мировоззренческих ориентиров и эмоциональности.Типичными средствами реализации толерантности в светской дискурсе служат лексемы с диффузной семантикой, а также со значением неполноты проявления действия или признака, указательные, определительные и неопределенные местоимения, иноязычные слова, речевые средства снижения категоричности высказывания, в частности, лексические единицы со значением субъективности, модальной природы, деинтенсификаторы. К использованию лексем абстрактной семантики коммуникантов побуждает желание продемонстрировать интеллект, духовные и миросозерцательные ценности. В связи с этим автор определяет и классифицирует лексико-семантический континуум представленных в дискурсе абстрактних субстантивов, а именно следующие группы для обозначения: жизненных принципов и этических норм; общественных процессов, явлений и понятий; личностных качеств; эмоциональных состояний, чувств и взаимоотношений; эстетических оценок и высокого уровня компетенции. Среди языковых средств экспликации эмоций следует отметить эмотивы-номинативы с первичными смыслами, транслирующие положительные vs. отрицательные эмоции; эмотивы-номинативы с включенными смыслами положительных vs. отрицательных эмоций. Перечень дополняют эмотивы-экспрессивы, фатические эмотивы и суперлативы, подчеркивающие тесную связь между дискурсивной и национально-ментальной плоскостями; The thesis presents a comprehensive analysis of a small talk as a specific phenomenon of the Ukrainian linguistic culture from the late 19 th to the beginning of the 21st century. The author analyzed and systematized the theoretical background of the small talk research, presented an analysis of communicat ive and pragmatic organization of a small talk. The semantic and pragmatic transformation of secularism was investigated. The evolution of speech portraits of the secular communicants from the late 19th to the beginning of the 21st century was traced, in particular, the peculiarities of operation of the range of secular speaker’s nominations in the discourse were pointed out and analyzed, its constant and variable discursive features were revealed and characterized, and secular circle assembly points significant for each time interval considered in the thesis were established and described. Besides, the linguistic indicators, representing the behavioral code of the analyzed discourse, reflecting etiquette specificity and landmark ethnic mental features were detected and differentiated.